«Я сам могу!» Как развивать самостоятельность у ребенка?
Сегодняшним детям до 18 лет и даже старше не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, что есть и где жить. В настоящее время в нашей культуре «все лучшее — детям». А добывают это лучшее как раз родители, дети же только потребляют. И если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?
Одна из важнейших задач родителей на пути становления ребенка как полноценной личности — воспитание самостоятельности. Умение быть самостоятельным — важный навык, который следует развивать с раннего детства.
«Самостоятельность — способность человека или группы людей полагаться на себя в решении проблем и эмоционально не зависеть от других».
Решить это можно одним способом: самостоятельность для ребенка должна стать необходимостью.
Пусть пробует!
Малыш растет, взрослеет, познает мир вокруг себя, и он естественным образом стремится к независимости. Ребенок шаг за шагом осваивает все навыки, которые ему понадобятся, чтобы учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты.
Задача родителей — приучить ребенка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к самостоятельности и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни.
«Сама уберу постель и в комнате, все равно хорошо не сделает; сама помою посуду, а то ее (его) не дождешься; сама схожу в магазин, а то что-нибудь забудет…». Знакомо?
К сожалению, немало таких родителей, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку… С таким подходом желания проявлять инициативу у чада не возникнет.
Запомните!
Самостоятельность — это не врожденная черта, а результат воспитания.
Учите принимать решения
С чего начинается самостоятельность?
С умения принимать решения и нести ответственность за них.
Итак, с чего начать?
Начать можно с малого, к примеру, дать ребенку возможность самому выбирать меню на завтрак, одежду или игрушки.
Важно не только уважать выбор малыша, но и научить его отстаивать свое решение, даже в том случае, если оно кажется вам неправильным.
Этим самым, вы развиваете у ребенка уверенность в себе и умение доводить свою точку зрения до окружающих.
И это очень важно!
Дайте возможность проявить самостоятельность
Годовалый кроха раскидал игрушки? Не нужно бежать сломя голову убирать их или подавать ему! Пусть сам делает это!
Малыш с удовольствием размазывает кашу по лицу? Не ругайте его! Ваша задача — дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным. Поощряйте желание крохи одеваться, есть, строить пирамидки, листать книгу и т.д.
Главное терпение
Нельзя ругать ребенка за то, что у него что-либо не получается, а особенно унижать фразами: «Все дети как дети, а у тебя руки словно руки кривые», «В твоем возрасте другие дети делают более сложные вещи…». Такие фразы точно не помогут, а вот навредить могут, отбив все желание вам помогать.
И, конечно же не стоит сразу же ждать от ребенка идеального исполнения дел.
Обучение невозможно без тренировок и ошибок.
Семейный подряд
С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе со своим крохой. Все, что вы будете делать вместе, малыш освоит значительно быстрее.
Несмотря на то, что мыть посуду, убирать квартиру или печь пироги с ним получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его игрушками или планшетом. К тому же, малыш получает общение с мамой и полезные для жизни навыки.
Если мама развешивает белье, то в полтора года малыш может подавать мелкие вещи, в три года — вешать на сушилку носки и колготки, а в пять лет — учится справляться с крупными вещами.
Маленькому ребенку не стоит давать постоянные поручения, лучше дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности. И не нужно просить, чтобы ваше чадо делало то же, что и вы. Ребенок может заниматься свои маленьким, но важным делом.
Не заставляйте, а лучше предлагайте варианты, спрашивайте, чем бы он хотел сегодня вам помочь.
Чтобы у ребенка не пропало желание что-то делать по дому, подавайте ему позитивный посыл, к примеру: «Если ты поможешь навести в порядок в квартире, мы быстрее справимся и у нас останется время сходить в парк и покататься на каруселях».
Поощряйте инициативу
Чтобы «разбудить» детскую инициативность, нужно предоставить ему свободу выбора.
Например, собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять – в парк или на детскую площадку? Какую шапку он наденет – синюю или красную?
Маленькая дочка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте ее из комнаты, а лучше дайте ей тряпку. Желает помыть посуду? Пусть моет! подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду.
Старайтесь как можно реже отказывать. Если у вас есть серьезные причины для отказа, постарайтесь объяснять причины отказа и предложить альтернативные варианты.
Ребенок таким образом будет учиться принимать решения, думать и действовать самостоятельно.
Избегайте запреты
По возможности старайтесь избегать строгих запретов: «Стой!», «Не мешай!» «Не бегай!», «Брось!», и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь».
Без критики
Никогда не критикуйте ребенка!
Даже если ребенок совершает ошибки, ни в коем случае нельзя придираться к его работе.
Например, дочь решила удивить и порадовать вас — приготовила вкусные блины. А вот посуду за собой не помыла!
Не стоит ее ругать и начинать с негатива: «Вот если бы еще посуду за собой помыла, была бы вообще молодец». Правильнее сказать: «Ты такая умница, сама справилась, молодчина! Давай попьем чайку с блинами, а потом наведем порядок на кухне».
Не обесценивать
Постоянно хвалите ребенка и не только за результат, но и за старания. Даже если малыш совершает ошибки, ни в коем случае нельзя придираться к его работе.
Вера в себя формируется постепенно, поэтому если обесценивать результаты, то это отобьет желание проявлять самостоятельность.
Маленькому чаду важна похвала и одобрение взрослых. Для него очень важно чувствовать, что его любит и ценят.
Дочь приготовила свою первую яичницу – молодец! Сын сделал кормушку для птиц, погулял с собакой – молодчина! Отлично!
«Если человек в детстве получил достаточное количество любви и душевного тепла, то он вырастет уверенным в себе и самостоятельным человеком, он будет дружелюбным к людям и ко всему миру».