Правила критики, сама такая
Поливание грязью и критика – это абсолютно разные вещи. Умение критиковать – это Божий дар, так как, критикуя человека, стараются ему помочь стать лучше, исправить ошибки.
«Критика – это благо», — сказал Юрий Мухин. Действительно без критики просто невозможно двигаться вперед. Кто-то же, должен указать на недостатки, которые нужно исправить. Если к критике относиться адекватно и правильно, можно достичь успеха, а значит и достичь совершенства.
Критика – двигатель прогресса
Одни считают что критика – двигатель прогресса, другие, что это зло. А на самом деле?
Критика (от французского слова critique, древнегреческое κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение). Это одна из форм аргументации в споре, выявление противоречий, ошибок и их разбор.
Критика помогает увидеть слабые стороны, и она подгоняет, заставляет совершенствоваться, двигаться вперед, настраивает на позитивное мышление.
Основные правила критики
Прежде, чем критиковать, надо знать основные правила критики, чтобы не нарваться на грубость и не услышать в ответ: «Сама такая». Тот, кто критикует, всегда норовит нарваться на озлобленность, а тот, кого критикуют, испытывает желание огрызаться.
Есть одна универсальная мудрость на все времена: «Подумайте, прежде чем открыть рот». А если дело касается критики, подумать надо дважды.
Лучше промолчать
Одно из самых важных правил критики: «Лучше промолчать». Например, в таких ситуациях:
- Когда проблема не касается лично вас или вашего рабочего места.
- Если вы некомпетентны в вопросе спора, или вам не знакомы все аспекты дела, из-за которого идет спор.
- Если человек, которого вы собираетесь критиковать, уже получил «выволочку» от начальства и все осознал.
- В коллективе вы новичок, и у вас нет достаточного авторитета.
Обид не должно быть
Обид не должно быть – это одно из главных правил критики. Казалось бы, когда человека критикуют, он должен радоваться: критикует же, во благо! В реальности происходит все по-другому. Большинство людей критику воспринимают болезненно, как личное оскорбление.
Критиковать надо не человека, а его поступок. Если Марии Ивановне, которая постоянно опаздывает на работу, сказать: Мария Ивановна, вы не умеете организовывать свое время!», естественно она обидится. А если поинтересоваться, почему она опаздывает, привести пример из собственной жизни, припомнить свои ошибки. Коллега почувствует, что зла вы ей не хотите, и не считаете себя лучше ее. В конце концов, все совершают ошибки.
Критические замечания лучше всего высказывать с глазу на глаз. Если критиковать при свидетелях, человеку может быть больно, и он начнет плакать либо станет очень агрессивным.
Похвала – оружие критики
Когда человек нервничает, критиковать его не стоит. Можно нарваться на грубость. Психологи советуют, прежде чем сделать критическое замечание, человека стоит похвалить. Похвала – оружие критики! Но, конечно же, не с любой. «Татьяна, вы так прелестно выглядите, это платье вам очень идет», а затем начать критиковать квартальный отчет. Так не пойдет! Лучше начать с похвалы рабочих качеств: «Татьяна, вы всегда с такой точностью выполняли отчеты, что же случилось на этот раз?» Закончить критическое замечание надо тоже похвалой и уверенностью в оппоненте. «Танечка, с вашим опытом, с вашим талантом вы непременно быстро все исправите. Я в этом уверена на 100%»
Не вспоминайте старые просчеты
«Прошлый раз вы забыли позвонить клиенту, на той неделе вы нагрубили сослуживцу, вчера опоздали на работу» — выговариваете вы своей коллеге. Не стоит этого делать. Это было вчера, позавчера, месяц назад и это все уже обсуждалось и критиковалось. Правила критики утверждают, не надо этого делать, не вспоминайте старые просчеты. «Они меня раздражают», — скажете вы. Успокойтесь и вспомните народную мудрость: «Кто старое помянет»…
Старайтесь всегда дать высказаться оппоненту, не устраивайте средневековье, когда у обвиняемого не было права голоса.
Как исправить и что сделать
Самое важное правило критики сводится к тому, чтобы понять, как исправить ошибку и что сделать для этого. Критиковать надо так, чтобы критикуемый коллега не бросил в сердцах: «Сама такая, кто может работать, тот работает, а кто не может, тот критикует».
Нужно постараться признать свои ошибки и ошибки того человека, которого критикуете, а после этого решить как их исправить и что для этого нужно сделать, чтобы такого больше не повторялось.
Дифференцируемый подход
Критикуя, не стоит упрекать. Особенно старайтесь не допускать общих упреков, таких как: «Вы все плохо работаете!» Критиковать надо конкретно и детально, учитывая личные качества сослуживца. Ко всем нужен дифференцированный, то есть индивидуальный подход. Люди все разные: одному человеку достаточно намекнуть и он тотчас бросится «рыть землю», а другой понимает только язык мата, а на третьего только выговор может подействовать.
Не орите с порога
Вас не устраивает работа сотрудника, вызовите его «на ковер». Только не орите с порога, и не начинайте критиковать тотчас после того, как он распахнул двери вашего кабинета. Начинать критику надо издалека. Узнайте как дела, как продвигается работа, а уж потом скажите, что вас конкретно не устраивает в его работе. Затем вместе поищите выход.
Запомните
Для того, чтобы ваша критика имела успех и была «двигателем прогресса», прежде, чем устроить разнос продумайте до мелочей свое сольное выступление.
Успехов вам!
Критиковать всем нравится. но мало кому нравится выслушивать критику в свой адрес.
Без критики невозможно совершествоваться, важно, чтобы она была в тему и во время))
Критика должна быть по делу, а не говорить лишь бы уколоть человека.
Есть критика действительно дельная, но больше из зависти критикуют)))
когда достойная и справедливая критика это нормально.
Честно говоря, это одна из лучших из прочтенных мною статей. Помимо вышеизложенного, хочу добавить, что когда критикуете работу (либо комментарии в интернете :)), стоит критиковать ИМЕННО работу. Очень, увы, часто это правило не соблюдается и люди переходят на личности, забывая о предмете изначального спора. Если вам не нравится чужое увлечение, не стоит маскировать его критикой общественной/художественной идеи и наоборот.
Также стоит не только признавать свои и чужие ошибки, но и уметь помочь исправить то, что сочли за ошибку, иначе «наезд» будет не принят — как же так, сказать-то сказали, а помочь изменить не можете.
Энне! Абсолютно согласна с вами, сама всегда после раскритикования своих подчиненных всместе с ними ищу выход и способы устранения оплошностей и ошибок. И это на самом деле помогает, а в последствии работники стараются не допускать подобных ошибок.
Правда грешна, частенько обобщаю критику и на личностные качества человека, помимо рабочих.
Я считаюсь с мнением РОДНЫХ мне людей.Только они могут обсуждать,как правильно здесь написано МОИ ПОСТУПКИ.К критике других, посторонних я отношусь болезненно.Да кто она такая, или он что бы вообще говорить обо мне или о том, что я сделала. За собой лучше следи!
Я считаю,что надо критиковать поступок, поведение,а не человека.Также не забывать и про похвалу.Критика всегда болезненно воспринимается, даже если она вполне справедлива.Никогда нельзя унижать человека,надо помочь ему решить возникшую проблему и вселить ему веру в собственные силы.Надо быть искренним,вежливым,а главное — оставаться человеком.